Blog Image

Позиция ВС РФ по вопросу уведомления работодателем о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим

Направление работодателем в ненадлежащий орган уведомления о заключении трудового договора с гражданином, уволившимся в течение двух лет с государственной службы, не свидетельствует об исполнении обязанности по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, в связи с чем влечет административную ответственность работодателя по статье 19.29 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, генеральный директор Общества П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, П. просил отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.

В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа.

В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 названного закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

Согласно материалам дела в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что Обществом, генеральным директором которого является П., к трудовой деятельности на условиях трудового договора на должность охранника привлечен Ш., ранее замещавший должность инспектора охраны федерального казенного учреждения (исправительной колонии) территориального органа ФСИН России.

Данная должность включена в перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом ФСИН России.

Вместе с тем уведомление о привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора Ш., замещавшего ранее должность, включенную в названный выше перечень, П. не направлено в установленный десятидневный срок представителю нанимателя Ш. по последнему месту его службы.

Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в бездействии генерального директора Общества П. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, признан соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В жалобе заявитель обратил внимание на то, что уведомление о привлечении к трудовой деятельности лица, замещавшего ранее должность, включенную в названный выше перечень, направлено непосредственно в федеральное казенное учреждение.

Однако эти действия не свидетельствуют о выполнении предусмотренной указанными нормами обязанности, поскольку такое уведомление не может считаться надлежащим.

В силу типового положения о территориальном органе ФСИН России территориальный орган возглавляет руководитель (начальник) территориального органа, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором ФСИН России.

Начальник такого органа принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о приеме на службу (работу) работников в территориальный орган ФСИН России и в подведомственные ему учреждения, приостановлении службы, об увольнении со службы лиц рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава до подполковника внутренней службы включительно.

Следовательно, мировой судья, с выводами которого согласились судьи вышестоящих судебных инстанций, обоснованно признал, что генеральный директор Общества П. располагал информацией о представителе нанимателя (работодателе) Ш. по последнему месту его службы, однако требуемое уведомление о заключении трудового договора в соответствующий адрес не направил.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов не установлено.

Постановление № 5-АД24-51-К2

Источник: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2025) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.04.2025)

Поделиться