Blog Image

Позиция ВС РФ по вопросу получения государственной услуги по регистрации транспортного средства через представителя

Владелец транспортного средства вправе получить государственную услугу по регистрации транспортного средства через представителя на любом этапе ее предоставления, в том числе в случае самостоятельной подачи заявления об оказании такой услуги посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Ф. приобрела в собственность автомобиль. В этот же день через Единый портал государственных и муниципальных услуг она подала заявление в отдел Госавтоинспекции МВД России (далее также - уполномоченный орган, Госавтоинспекция) о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением собственника (владельца), которое было зарегистрировано и принято к рассмотрению.

В назначенный день ее представители Л. и К., действовавшие на основании нотариально удостоверенной доверенности, прибыли в уполномоченный орган для прохождения административной процедуры. Однако сотрудник отдела Госавтоинспекции отказал в проведении регистрационных действий и оказании государственной услуги на основании пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственной регистрации транспортных средств), мотивируя отказ тем, что неявка заявителя Ф. повлекла невозможность установления ее личности, а прибывшие вместо Ф. представители с заявлением о предоставлении данной государственной услуги не обращались.

Ф., полагая, что оспариваемый отказ является незаконным, обратилась в суд с административным иском.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.

Судом апелляционной инстанции названный судебный акт отменен, принято новое решение об удовлетворении административного иска.

Судом кассационной инстанции апелляционное определение отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд кассационной инстанции посчитал, что неявка Ф. в назначенное время в регистрационное подразделение и необращение с самостоятельным заявлением о совершении регистрационных действий ее представителей свидетельствуют о несоблюдении административным истцом порядка регистрации транспортных средств.

Соглашаясь с доводами кассационной жалобы Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала следующее.

В силу части 3 статьи 10 Закона о государственной регистрации транспортных средств регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет, что заявителем может быть физическое лицо либо его уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в регистрационное подразделение с заявлением и документами, предусмотренными пунктом 27 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. № 950 (далее - Административный регламент), или получение заявления о предоставлении государственной услуги с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг с приложением документов в электронной форме (пункт 63 Административного регламента).

Должностное лицо устанавливает личность заявителя, а при обращении его представителя - личность и полномочия представителя заявителя (пункт 66 Административного регламента).

В статье 15 Закона о государственной регистрации транспортных средств определено, что должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от лица, обратившегося для совершения регистрационных действий, представления в том числе заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий и документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документа, удостоверяющего личность представителя владельца транспортного средства, и документа, подтверждающего его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности (пункты 1 и 2 части 1).

Аналогичные положения в отношении представления документов, удостоверяющих личность, содержатся в пункте 27.2 Административного регламента.

С учетом этого Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что действующее правовое регулирование позволяет владельцам транспортных средств участвовать в отношениях по получению государственной услуги по регистрации транспортных средств через представителя на любом этапе ее предоставления. Правовые последствия предоставления государственной услуги возникают именно у владельца транспортного средства и не зависят от того, владелец или его представитель обратился в уполномоченный орган с заявлением и явился для прохождения последующих административных процедур.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила кассационное определение, оставив в силе определение суда апелляционной инстанции.

Определение № 45-КАД24-17-К7

Источник: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2025) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.04.2025)

Поделиться