При назначении осужденному лицу дополнительного наказания, за исключением ограничения свободы, срок административного надзора начинает исчисляться со дня постановки такого лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
По вступившему в законную силу приговору суда от 15 августа 2019 г. Х. осужден за тяжкое преступление по части 2 статьи 205.2 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов с использованием электронных или информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, на срок 3 года.
Решением суда от 21 февраля 2022 г. удовлетворен административный иск исправительной колонии, в отношении Х. установлен административный надзор на срок 8 лет. При этом суд посчитал, что срок административного надзора в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре) следует исчислять со дня постановки административного ответчика на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Считая выводы суда первой инстанции правильными, суд апелляционной инстанции применил положения пункта 2 части 1 статьи 5 названного федерального закона и дополнил резолютивную часть решения указанием о невключении в срок административного надзора периода, истекшего после отбытия наказания.
Кассационный суд общей юрисдикции, изменяя судебные акты нижестоящих судов в части исчисления срока административного надзора, исходил из того, что после освобождения 26 апреля 2022 г. из мест лишения свободы по отбытии основного вида наказания Х. должен отбывать дополнительное наказание в виде запрета в течение 3 лет заниматься определенной деятельностью, по исполнении которого начинает исчисляться восьмилетний срок, установленный законом для погашения судимости, в связи с чем судимость административного ответчика будет погашена 28 апреля 2033 г.
Рассмотрев кассационную жалобу Х., Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о необходимости ее частичного удовлетворения по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 названного закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного статьями 205 - 205.5 УК РФ.
Частью 4 статьи 3 Закона об административном надзоре предусмотрено, что в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Кассационный суд общей юрисдикции не учел, что указанная выше норма является специальной и не может быть применена в отношении лиц, которым назначены иные виды дополнительного наказания, в том числе запрет заниматься определенным видом деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 35 постановления от 16 мая 2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" обратил внимание судов на то, что при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Приведенные законоположения и разъяснения Пленума Верховного Суда судом кассационной инстанции не приняты во внимание, что повлекло установление административного надзора на срок, превышающий срок погашения судимости лица, совершившего тяжкое преступление.
Согласно преамбуле к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2022 г. № 14 "О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости" содержащиеся в этом постановлении разъяснения даны судам в целях обеспечения единообразного применения законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости, при рассмотрении уголовных дел.
Статья 47 УК РФ, примененная судом кассационной инстанции, также не содержит норм, регулирующих вопросы административного надзора. Следовательно, у кассационного суда общей юрисдикции отсутствовали правовые основания для применения по административному делу положений уголовного законодательства об исполнении наказания и о порядке погашения и снятия судимости.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда отменила определение суда кассационной инстанции в части установления в отношении Х. административного надзора до 28 апреля 2033 г., оставив в указанной части в силе определение суда апелляционной инстанции.
Определение № 42-КАД24-1-К4