Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 89 Г02-10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий ской Федерации в составе председательствующего Горохова Б.А.
судей Кебы Ю.Г.
Потепенко С В .
р а с с м о т р е л а в с у д е б н о м з а с е д а н и и о т 31 м а я 2 0 0 2 г. г р а ж д а н с к о е д е л о п о за я в л е н и ю п р о к у р о р а Т ю м е н с к о й о б л а с т и о п р и з н а н и и а б з . 2 п . 6 . 1 , п.6.2 ст.6, п.п.9.2-9.5 ст.9, ч.2 п.10.1 ст.10, п.п.12.1, 12.2, абз.1 п.12.3, п.п.12.4-12.18 с т . 1 2 , п . 1 4 . 1 с т . 1 4 , абз.З п.15.2 с т . 1 5 , п . п . 1 8 . 1 , 1 8 . 3 , 18.6 с т . 1 8 , с т . 1 9 , с т . 3 5 , с т . 3 6 , а б з . а б з . З , 4 п . 3 9 . 2 с т . 3 9 , п . 4 4 . 1 с т . 4 4 , п . п . 5 1 . 1 - 5 1 . 4 с т . 5 1 , с т . 5 2 , ст.54, с т . 5 5 , с т . 5 6 з а к о н а Т ю м е н с к о й о б л а с т и « О н е ф т и и г а з е » о т 2 2 . 0 3 . 1 9 9 9 г.
№ 9 0 (в р е д а к ц и и з а к о н о в Т ю м е н с к о й о б л а с т и о т 0 3 . 0 6 . 1 9 9 9 г. № 120, о т 0 6 . 0 5 . 2 0 0 0 г. № 1 8 3 , о т 0 5 . 0 6 . 2 0 0 0 г. № 186, о т 1 2 . 0 3 . 2 0 0 1 г. № 2 8 3 , от 2 6 . 1 0 . 2 0 0 1 г. № 4 3 2 ) п р о т и в о р е ч а щ и м и ф е д е р а л ь н о м у з а к о н о д а т е л ь с т в у , н е действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу, по кассационному протесту и.о.прокурора Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 20 марта 2002 г., в части отказа в удовлетворении заявления о признании противоречащими федераль ному законодательству п.п.9.2, 9.3, 9.5 ст.9, п.14.1 ст.14 закона Тюменской области «О нефти и газе» от 22.03.99 г. № 90 с последующими изменениями и дополнениями и кассационной жалобе администрации Тюменской области в части признания п.п.12.1, 12.2, абз.1 п.12.3, п.п.12.4-12.8 ст.12, п.п.51.1-51.4 ст.51 закона области противоречащим федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г.Кебы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия по граж данским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением в интере сах государства и общества о признании абз.2 п.6.1, п.6.2 ст.6, п.п.9.2-9.5 ст.9, ч.2 п.10.1 ст.10, п.п.12.1, 12.2, абз.1 п.12.3, п.п.12.4-12.18 ст.12, п.14.1 ст.14, абз.З п.15.2 ст.15, п.п.18.1, 18.3, 18.6 ст.18, ст.19, ст.35, ст.36, абз.абз.З, 4 п.39.2 ст.39, п.44.1 ст.44, п.п.51.1-51.4 ст.51, ст.52, ст.54, ст.55, ст.56 закона Тюменской области «О нефти и газе» от 22.03.1999 г.
№ 90 (в редакции законов Тюменской области от 03.06.1999 г. № 120, от 06.05.2000 г. № 183, от 05.06.2000 г. № 186, от 12.03.2001 г. № 283, от 26.10.2001 г. № 432) противо речащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежа щими применению со дня вступления решения суда в законную силу, ссыла ясь на противоречие их Федеральным законам, в частности, «О недрах» от 12.02.92 г. № 2395-1 (с последующими изменениями и дополнениями), «О соглашениях о разделе продукции» (с последующими изменениями и допол нениями) от 30.12.95 г. № 225-ФЗ, Гражданскому кодексу РФ.
Представители Тюменской областной Думы и Администрации Тюмен ской области требования признали частично.
Тюменским областным судом постановлено решение, которым заявле ние прокурора Тюменской области удовлетворено частично: признаны абз.2 п.6.1, п.6.2 ст.6, п.п.9.2-9.5 ст.9, ч.2 п.10.1 ст.10, п.п.12.1, 12.2, абз.1 п.12.3, п.п.12.4-12.18 ст.12, п.14.1 ст.14, абз.З п.15.2 ст.15, п.п.18.1, 18.3, 18.6 ст.18, ст.19, ст.35, ст.36, абз.абз.З, 4 п.39.2 ст.39, п.44.1 ст.44, п.п.51.1-51.4 ст.51, с т . 5 2 , с т . 5 4 , с т . 5 5 , ст.56 з а к о н а Т ю м е н с к о й о б л а с т и « О н е ф т и и г а з е » от 2 2 . 0 3 . 1 9 9 9 г.
№ 90 (в р е д а к ц и и з а к о н о в Т ю м е н с к о й о б л а с т и о т 0 3 . 0 6 . 1 9 9 9 ^ г. № 120, о т 0 6 . 0 5 . 2 0 0 0 г. № 1 8 3 , о т 0 5 . 0 6 . 2 0 0 0 г. № 1 8 6 , о т 1 2 . 0 3 . 2 0 0 1 г. № 2 8 3 , о т 2 6 . 1 0 . 2 0 0 1 г. № 4 3 2 ) п р о т и в о р е ч а щ и м и ф е д е р а л ь н о м у з а к о н о д а т е л ь ству, н е д е й с т в у ю щ и м и и н е п о д л е ж а щ и м и п р и м е н е н и ю со д н я в с т у п л е н и я р е ш е н и я с у д а в з а к о н н у ю силу.
В кассационных протесте и жалобе ставится вопрос об отмене решения в части, полагая, что судом неправильно применен и истолкован материаль ных закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста и жалобы, Судеб ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к их удовлетворению.
В с о о т в е т с т в и и с п о д п у н к т о м «в» ст.72 К о н с т и т у ц и и Р о с с и й с к о й Фе дерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С о г л а с н о ст.76 К о н с т и т у ц и и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и п о п р е д м е т а м с о вместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федера ц и и и з д а ю т с я ф е д е р а л ь н ы е з а к о н а и п р и н и м а е м ы е в с о о т в е т с т в и и с н и м и за коны и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые и экономические основы комплексного рационального ис пользования и охраны недр, обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр определяет З а к о н Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и « О н е д р а х » о т 2 1 . 0 2 . 1 9 9 2 г. № 2 3 9 5 - 1 (в р е д а к ц и и ф е д е р а л ь н ы х з а к о н о в о т 0 3 . 0 3 . 1 9 9 5 г. № 2 7 - Ф З , о т 1 0 . 0 2 . 1 9 9 9 г. № 3 2 - Ф З , о т 0 2 . 0 1 . 2 0 0 0 г. № 2 0 - Ф З , от 1 4 . 0 5 . 2 0 0 1 г. № 5 2 - Ф З , о т 0 8 . 0 8 . 2 0 0 1 г. № 126ФЗ).
В с о о т в е т с т в и и с о ст.1 н а з в а н н о г о З а к о н а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и « О недрах» законодательство Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных н о р м а т и в н ы х п р а в о в ы х а к т о в , а т а к ж е з а к о н о в и и н ы х н о р м а т и в н ы х правовых актов субъектов Российской Федерации.
Р а з р е ш а я з а я в л е н и е п р о к у р о р а , с у д п р а в и л ь н о р у к о в о д с т в о в а л с я ука занными в ы ш е правовыми актами, а также Ф З «О соглашениях о разделе продукции» и обоснованно принял решение об отказе в признании недейст- Т а к в ы в о д с у д а о т о м , ч т о п у н к т ы 9.2-9.5 ст.9 о б л а с т н о г о з а к о н а не в ы ходят за р а м к и п о л н о м о ч и й субъекта, поскольку они р е г у л и р у ю т не порядок заключения и исполнения соглашений о разделе продукции, а предусматри вают особенности заключения и исполнения соглашений о разделе продук ц и и , я в л я е т с я п р а в и л ь н ы м , т.к. н е п р о т и в о р е ч и т т р е б о в а н и я м ст.10 Ф е д е р а л ь н о г о з а к о н а о т 3 0 . 1 2 . 1 9 9 5 г. № 2 2 5 - Ф З « О с о г л а ш е н и я х о р а з д е л е п р о дукции».
У т в е р ж д е н и я в п р о т е с т е н а п р о т и в о р е ч и я п. ^4.1 ст.14 о б л а с т н о г о за кона, в которой перечислены не все, предусмотренные Ф е д е р а л ь н ы м зако ном «О недрах» основания досрочного прекращения права пользования не д р а м и , н е с о с т о я т е л ь н о , т.к. н е у к а з а н и е в з а к о н е о б л а с т и в с е х о с н о в а н и й д о с р о ч н о г о п р е к р а щ е н и я п р а в а п о л ь з о в а н и я н е д р а м и и . . д и ф е р е н ц и а ц и и , ука занной в Федеральном законе, не может быть расценено как противоречие его ф е д е р а л ь н о м у закону.
Н е с о с т о я т е л е н т а к ж е и д о в о д п р о т е с т а о т о м , ч т о а б з . 8 п.14.1 о б л а с т н о го з а к о н а п р е д у с м а т р и в а е т т а к о е о с н о в а н и е п р е к р а щ е н и е п р а в а п о л ь з о в а н и я н е д р а м и к а к н а р у ш е н и е э к о л о г и ч е с к о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а , т.к. с т а т ь е й 1 Ф З « О н е д р а х » у с т а н о в л е н о , ч т о о т н о ш е н и я , с в я з а н н ы е с и с п о л ь з о в а н и е м и ох раной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, в о з н и к а ю щ и е п р и п о л ь з о в а н и и н е д р а м и , р е г у л и р у ю т с я с о о т в е т с т в у ю щ и м за конодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Таким образом Федеральным законом предусмотрена возможность правового регулирования законодательством субъекта Р Ф по указанным вопросам, ко торый правомерно использовал свое правомочие по регулированию спорных отношений.
С т а т ь е й 12 о с п а р и в а е м о г о з а к о н а о б л а с т и о п р е д е л е н ы у с л о в и я п р о в е д е н и я к о н к у р с о в и а у к ц и о н о в , а и м е н н о : в п . п . 1 2 . 1 , 1 2 . 9 , 1 2 . 1 5 , 12.16 с т . 1 2 за к р е п л е н ы у с л о в и я п р и з н а н и я п р е т е н д е н т а п о б е д и т е л е м ; в п.п. 12.2 - п р а в о в а я база п р о в е д е н и я конкурсов и аукционов; в абз.1 п.12.3 - п о р я д о к формирова н и я и п о л н о м о ч и я к о н к у р с н о й к о м и с с и и ; в. п. 12.4 - о б я з а н н о с т ь с о г л а с о в а ния условий конкурсов и аукционов с государственными организациями у п р а в л е н и я ; в п. 12.5 - ц е л и , в п. 12.6 - у ч а с т н и к и к о н к у р с о в и а у к ц и о н о в в п. 12.7 - т р е б о в а н и я к н и м ; в п. 12.8 - с л у ч а и , в к о т о р ы х к о н к у р с н а я к о м и с с и я вправе отказать в приеме заявки на участие в конкурсе или согласовать пози ц и и с у ч а с т н и к а м и (п. 12.10); в п.п. 1 2 . 1 1 - 1 2 . 1 4 - с р о к и и п о с л е д с т в и я о б ъ я в ления предварительных или окончательных итогов конкурса и аукциона; в Данные положения соответствуют ч.б ст. 13.1 ФЗ «О недрах», в соответ ствии с которой полномочиями по определению порядка и условий проведе ния конкурсов или аукционов на право пользования участками недр обладают федеральный орган управления государственным фондом недр (или его тер риториальный орган) совместно с органами исполнительной власти субъек тов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом ст.12 областного закона регулирует вопросы, прямо от несенные федеральным законом к полномочиям исполнительных органов власти, чем нарушает ч.б ст. 13.1 ФЗ «О недрах».
В п.п.51.1-51.4 ст.51 областного закона используется понятие лицензи онного договора. При этом определение лицензионного договора, а также ос нования, порядок его заключения, в областном законе не отражены. Статья 51 областного закона в целом, в том числе и оспариваемые пункты, регулиру ет вопросы обеспечения интересов субъектов предпринимательской деятель ности. Так, интересы субъектов предпринимательской деятельности, в том числе отсутствие препятствий при пользовании недрами, защита имущест венных и иных прав, не распространение действия нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного само управления, обеспечиваются лицензионными договорами.
Однако в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О недрах» пре доставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, в которой наряду с границами предоставляе мого в пользование участка недр, целью и сроками пользования оговарива ются также условия недропользования. Поэтому приобрести право пользова ния недрами субъект предпринимательской деятельности может, только по лучив лицензию (государственное разрешение). Соответственно, защита прав может устанавливаться только в отношении недропользователей, имеющих лицензию. В этой связи замена понятий «лицензия» понятием «ли цензионного договора» не согласуется со ст.11 ФЗ «О недрах».
Имея ввиду, что юридически значимые обстоятельства судом опреде лены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения, нару шений норм процессуального права не допущено, в связи с чем законных ос нований для отмены решения по доводам протеста и жалобы не имеется.
определила:
решение Тюменского областного суда от 20 марта 2001 г. оставить без изменения, кассационные протест и жалобу - без удовлетворения.