ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 89 Г02-10 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий­ ской Федерации в составе председательствующего Горохова Б.


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №

89 Г02-10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий­
ской Федерации в составе

председательствующего

Горохова Б.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 89 Г02-10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий­ ской Федерации в составе председательствующего Горохова Б.А.

судей Кебы Ю.Г.

Потепенко С В .

р а с с м о т р е л а в с у д е б н о м з а с е д а н и и о т 31 м а я 2 0 0 2 г. г р а ж д а н с к о е д е л о п о за­ я в л е н и ю п р о к у р о р а Т ю м е н с к о й о б л а с т и о п р и з н а н и и а б з . 2 п . 6 . 1 , п.6.2 ст.6, п.п.9.2-9.5 ст.9, ч.2 п.10.1 ст.10, п.п.12.1, 12.2, абз.1 п.12.3, п.п.12.4-12.18 с т . 1 2 , п . 1 4 . 1 с т . 1 4 , абз.З п.15.2 с т . 1 5 , п . п . 1 8 . 1 , 1 8 . 3 , 18.6 с т . 1 8 , с т . 1 9 , с т . 3 5 , с т . 3 6 , а б з . а б з . З , 4 п . 3 9 . 2 с т . 3 9 , п . 4 4 . 1 с т . 4 4 , п . п . 5 1 . 1 - 5 1 . 4 с т . 5 1 , с т . 5 2 , ст.54, с т . 5 5 , с т . 5 6 з а к о н а Т ю м е н с к о й о б л а с т и « О н е ф т и и г а з е » о т 2 2 . 0 3 . 1 9 9 9 г.

№ 9 0 (в р е д а к ц и и з а к о н о в Т ю м е н с к о й о б л а с т и о т 0 3 . 0 6 . 1 9 9 9 г. № 120, о т 0 6 . 0 5 . 2 0 0 0 г. № 1 8 3 , о т 0 5 . 0 6 . 2 0 0 0 г. № 186, о т 1 2 . 0 3 . 2 0 0 1 г. № 2 8 3 , от 2 6 . 1 0 . 2 0 0 1 г. № 4 3 2 ) п р о т и в о р е ч а щ и м и ф е д е р а л ь н о м у з а к о н о д а т е л ь с т в у , н е действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу, по кассационному протесту и.о.прокурора Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 20 марта 2002 г., в части отказа в удовлетворении заявления о признании противоречащими федераль­ ному законодательству п.п.9.2, 9.3, 9.5 ст.9, п.14.1 ст.14 закона Тюменской области «О нефти и газе» от 22.03.99 г. № 90 с последующими изменениями и дополнениями и кассационной жалобе администрации Тюменской области в части признания п.п.12.1, 12.2, абз.1 п.12.3, п.п.12.4-12.8 ст.12, п.п.51.1-51.4 ст.51 закона области противоречащим федеральному законодательству.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г.Кебы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия по граж­ данским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением в интере­ сах государства и общества о признании абз.2 п.6.1, п.6.2 ст.6, п.п.9.2-9.5 ст.9, ч.2 п.10.1 ст.10, п.п.12.1, 12.2, абз.1 п.12.3, п.п.12.4-12.18 ст.12, п.14.1 ст.14, абз.З п.15.2 ст.15, п.п.18.1, 18.3, 18.6 ст.18, ст.19, ст.35, ст.36, абз.абз.З, 4 п.39.2 ст.39, п.44.1 ст.44, п.п.51.1-51.4 ст.51, ст.52, ст.54, ст.55, ст.56 закона Тюменской области «О нефти и газе» от 22.03.1999 г.

№ 90 (в редакции законов Тюменской области от 03.06.1999 г. № 120, от 06.05.2000 г. № 183, от 05.06.2000 г. № 186, от 12.03.2001 г. № 283, от 26.10.2001 г. № 432) противо­ речащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежа­ щими применению со дня вступления решения суда в законную силу, ссыла­ ясь на противоречие их Федеральным законам, в частности, «О недрах» от 12.02.92 г. № 2395-1 (с последующими изменениями и дополнениями), «О соглашениях о разделе продукции» (с последующими изменениями и допол­ нениями) от 30.12.95 г. № 225-ФЗ, Гражданскому кодексу РФ.

Представители Тюменской областной Думы и Администрации Тюмен­ ской области требования признали частично.

Тюменским областным судом постановлено решение, которым заявле­ ние прокурора Тюменской области удовлетворено частично: признаны абз.2 п.6.1, п.6.2 ст.6, п.п.9.2-9.5 ст.9, ч.2 п.10.1 ст.10, п.п.12.1, 12.2, абз.1 п.12.3, п.п.12.4-12.18 ст.12, п.14.1 ст.14, абз.З п.15.2 ст.15, п.п.18.1, 18.3, 18.6 ст.18, ст.19, ст.35, ст.36, абз.абз.З, 4 п.39.2 ст.39, п.44.1 ст.44, п.п.51.1-51.4 ст.51, с т . 5 2 , с т . 5 4 , с т . 5 5 , ст.56 з а к о н а Т ю м е н с к о й о б л а с т и « О н е ф т и и г а з е » от 2 2 . 0 3 . 1 9 9 9 г.

№ 90 (в р е д а к ц и и з а к о н о в Т ю м е н с к о й о б л а с т и о т 0 3 . 0 6 . 1 9 9 9 ^ г. № 120, о т 0 6 . 0 5 . 2 0 0 0 г. № 1 8 3 , о т 0 5 . 0 6 . 2 0 0 0 г. № 1 8 6 , о т 1 2 . 0 3 . 2 0 0 1 г. № 2 8 3 , о т 2 6 . 1 0 . 2 0 0 1 г. № 4 3 2 ) п р о т и в о р е ч а щ и м и ф е д е р а л ь н о м у з а к о н о д а т е л ь ­ ству, н е д е й с т в у ю щ и м и и н е п о д л е ж а щ и м и п р и м е н е н и ю со д н я в с т у п л е н и я р е ш е н и я с у д а в з а к о н н у ю силу.

В кассационных протесте и жалобе ставится вопрос об отмене решения в части, полагая, что судом неправильно применен и истолкован материаль­ ных закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста и жалобы, Судеб­ ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к их удовлетворению.

В с о о т в е т с т в и и с п о д п у н к т о м «в» ст.72 К о н с т и т у ц и и Р о с с и й с к о й Фе­ дерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

С о г л а с н о ст.76 К о н с т и т у ц и и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и п о п р е д м е т а м с о ­ вместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ ц и и и з д а ю т с я ф е д е р а л ь н ы е з а к о н а и п р и н и м а е м ы е в с о о т в е т с т в и и с н и м и за­ коны и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые и экономические основы комплексного рационального ис­ пользования и охраны недр, обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр определяет З а к о н Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и « О н е д р а х » о т 2 1 . 0 2 . 1 9 9 2 г. № 2 3 9 5 - 1 (в р е д а к ­ ц и и ф е д е р а л ь н ы х з а к о н о в о т 0 3 . 0 3 . 1 9 9 5 г. № 2 7 - Ф З , о т 1 0 . 0 2 . 1 9 9 9 г. № 3 2 - Ф З , о т 0 2 . 0 1 . 2 0 0 0 г. № 2 0 - Ф З , от 1 4 . 0 5 . 2 0 0 1 г. № 5 2 - Ф З , о т 0 8 . 0 8 . 2 0 0 1 г. № 126ФЗ).

В с о о т в е т с т в и и с о ст.1 н а з в а н н о г о З а к о н а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и « О недрах» законодательство Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных н о р м а т и в н ы х п р а в о в ы х а к т о в , а т а к ж е з а к о н о в и и н ы х н о р м а т и в н ы х правовых актов субъектов Российской Федерации.

Р а з р е ш а я з а я в л е н и е п р о к у р о р а , с у д п р а в и л ь н о р у к о в о д с т в о в а л с я ука­ занными в ы ш е правовыми актами, а также Ф З «О соглашениях о разделе продукции» и обоснованно принял решение об отказе в признании недейст- Т а к в ы в о д с у д а о т о м , ч т о п у н к т ы 9.2-9.5 ст.9 о б л а с т н о г о з а к о н а не в ы ­ ходят за р а м к и п о л н о м о ч и й субъекта, поскольку они р е г у л и р у ю т не порядок заключения и исполнения соглашений о разделе продукции, а предусматри­ вают особенности заключения и исполнения соглашений о разделе продук­ ц и и , я в л я е т с я п р а в и л ь н ы м , т.к. н е п р о т и в о р е ч и т т р е б о в а н и я м ст.10 Ф е д е ­ р а л ь н о г о з а к о н а о т 3 0 . 1 2 . 1 9 9 5 г. № 2 2 5 - Ф З « О с о г л а ш е н и я х о р а з д е л е п р о ­ дукции».

У т в е р ж д е н и я в п р о т е с т е н а п р о т и в о р е ч и я п. ^4.1 ст.14 о б л а с т н о г о за­ кона, в которой перечислены не все, предусмотренные Ф е д е р а л ь н ы м зако­ ном «О недрах» основания досрочного прекращения права пользования не­ д р а м и , н е с о с т о я т е л ь н о , т.к. н е у к а з а н и е в з а к о н е о б л а с т и в с е х о с н о в а н и й д о с ­ р о ч н о г о п р е к р а щ е н и я п р а в а п о л ь з о в а н и я н е д р а м и и . . д и ф е р е н ц и а ц и и , ука­ занной в Федеральном законе, не может быть расценено как противоречие его ф е д е р а л ь н о м у закону.

Н е с о с т о я т е л е н т а к ж е и д о в о д п р о т е с т а о т о м , ч т о а б з . 8 п.14.1 о б л а с т н о ­ го з а к о н а п р е д у с м а т р и в а е т т а к о е о с н о в а н и е п р е к р а щ е н и е п р а в а п о л ь з о в а н и я н е д р а м и к а к н а р у ш е н и е э к о л о г и ч е с к о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а , т.к. с т а т ь е й 1 Ф З « О н е д р а х » у с т а н о в л е н о , ч т о о т н о ш е н и я , с в я з а н н ы е с и с п о л ь з о в а н и е м и ох­ раной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, в о з н и к а ю щ и е п р и п о л ь з о в а н и и н е д р а м и , р е г у л и р у ю т с я с о о т в е т с т в у ю щ и м за­ конодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Таким образом Федеральным законом предусмотрена возможность правового регулирования законодательством субъекта Р Ф по указанным вопросам, ко­ торый правомерно использовал свое правомочие по регулированию спорных отношений.

С т а т ь е й 12 о с п а р и в а е м о г о з а к о н а о б л а с т и о п р е д е л е н ы у с л о в и я п р о в е ­ д е н и я к о н к у р с о в и а у к ц и о н о в , а и м е н н о : в п . п . 1 2 . 1 , 1 2 . 9 , 1 2 . 1 5 , 12.16 с т . 1 2 за­ к р е п л е н ы у с л о в и я п р и з н а н и я п р е т е н д е н т а п о б е д и т е л е м ; в п.п. 12.2 - п р а в о в а я база п р о в е д е н и я конкурсов и аукционов; в абз.1 п.12.3 - п о р я д о к формирова­ н и я и п о л н о м о ч и я к о н к у р с н о й к о м и с с и и ; в. п. 12.4 - о б я з а н н о с т ь с о г л а с о в а ­ ния условий конкурсов и аукционов с государственными организациями у п р а в л е н и я ; в п. 12.5 - ц е л и , в п. 12.6 - у ч а с т н и к и к о н к у р с о в и а у к ц и о н о в в п. 12.7 - т р е б о в а н и я к н и м ; в п. 12.8 - с л у ч а и , в к о т о р ы х к о н к у р с н а я к о м и с с и я вправе отказать в приеме заявки на участие в конкурсе или согласовать пози­ ц и и с у ч а с т н и к а м и (п. 12.10); в п.п. 1 2 . 1 1 - 1 2 . 1 4 - с р о к и и п о с л е д с т в и я о б ъ я в ­ ления предварительных или окончательных итогов конкурса и аукциона; в Данные положения соответствуют ч.б ст. 13.1 ФЗ «О недрах», в соответ­ ствии с которой полномочиями по определению порядка и условий проведе­ ния конкурсов или аукционов на право пользования участками недр обладают федеральный орган управления государственным фондом недр (или его тер­ риториальный орган) совместно с органами исполнительной власти субъек­ тов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом ст.12 областного закона регулирует вопросы, прямо от­ несенные федеральным законом к полномочиям исполнительных органов власти, чем нарушает ч.б ст. 13.1 ФЗ «О недрах».

В п.п.51.1-51.4 ст.51 областного закона используется понятие лицензи­ онного договора. При этом определение лицензионного договора, а также ос­ нования, порядок его заключения, в областном законе не отражены. Статья 51 областного закона в целом, в том числе и оспариваемые пункты, регулиру­ ет вопросы обеспечения интересов субъектов предпринимательской деятель­ ности. Так, интересы субъектов предпринимательской деятельности, в том числе отсутствие препятствий при пользовании недрами, защита имущест­ венных и иных прав, не распространение действия нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного само­ управления, обеспечиваются лицензионными договорами.

Однако в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О недрах» пре­ доставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, в которой наряду с границами предоставляе­ мого в пользование участка недр, целью и сроками пользования оговарива­ ются также условия недропользования. Поэтому приобрести право пользова­ ния недрами субъект предпринимательской деятельности может, только по­ лучив лицензию (государственное разрешение). Соответственно, защита прав может устанавливаться только в отношении недропользователей, имеющих лицензию. В этой связи замена понятий «лицензия» понятием «ли­ цензионного договора» не согласуется со ст.11 ФЗ «О недрах».

Имея ввиду, что юридически значимые обстоятельства судом опреде­ лены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения, нару­ шений норм процессуального права не допущено, в связи с чем законных ос­ нований для отмены решения по доводам протеста и жалобы не имеется.

определила:

решение Тюменского областного суда от 20 марта 2001 г. оставить без изменения, кассационные протест и жалобу - без удовлетворения.