Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАГЩИ Дело№ 24-Г02-3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий ской Федерации в составе председательствующего Манохиной Г.В.
судей Соловьева В.Н. и Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 22 апреля 2002 г. дело по заяв лению Джанхота Байзета Нуховича о признании положений статей 92, 93, 95 Конституции Республики Адыгея и заглавия главы 6 Конституции Рес публики Адыгея противоречащими статьям 4, 5, 6, 15, 16 Федерального за кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос сийской Федерации», по его кассационной жалобе на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 6 февраля 2002 г., которым в удовлетворении заявленных им требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Со ловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда обоснованным, су дебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Феде рации
установила:
ституции Республики Адыгея противоречащими статьям 4, 5, 6, 15, 16 Фе дерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ ления в Российской Федерации».
В обоснование заявления он указал, что положения статей 92, 93, 95 Конституции Республики Адыгея не соответствуют федеральному законо дательству в той мере, в которой предусматривают создание в городах рес публиканского значения, а значит и в гор.Адыгейске, и районах республики представительных и исполнительных органов государственной власти. Не соответствие, по мнению заявителя, состоит в том, что гор.Адыгейск явля ется муниципальных образованием, что предполагает наличие представи тельных органов местного самоуправления на территории муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления, наделенных ус тановленными законом полномочиями. Сформированные и функциони рующие в г.Адыгейске Совет народных депутатов и глава администрации фактически осуществляют местное самоуправление, поскольку наделены полномочиями, установленными законодательством России для органов ме стного самоуправления, и образованы в порядке, предусмотренном для об разования органов местного самоуправления. Наделение органов государст венной власти полномочиями органов местного самоуправления нарушают права граждан на осуществление местного самоуправления.
Оспариваемыми статьями Конституции Республики Адыгея устанав ливается создание территориальных государственных органов власти, что противоречит имеющей приоритет статье 7 Конституции Республики Ады гея, которая не называет территориальные органы власти в числе органов, осуществляющих государственную власть в Республике Адыгея. В связи с этим слова «местные органы государственной власти» подлежат исключе нию из названия главы 6 Конституции Республики Адыгея.
Также в заявлении Джанхота Б.Н. содержится просьба исключить из части 4 ст.7 Конституции Республики Адыгея слово «высший» ввиду того, что Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея является единствен ным представительным и законодательным органом в Республике Адыгея.
В судебном заседании заявитель не поддержал свои требования об ис ключении из части 4 ст.7 Конституции Республики Адыгея слово «высший», в остальной части просил удовлетворить заявление в полном объеме.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 6 февраля 2002 г. в удовлетворении заявленных требований Джанхоту Б.Н. отказано.
Не соглашаясь с выводами суда, в кассационной жалобе он просит указанное решение отменить, утверждая, что оно постановлено по невыяс ненным обстоятельствам дела, кроме того, судом допущено неправильное, по его мнению, толкование норм федерального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, су дебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Феде- рации полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 92 Конституции Республики Адыгея государственная власть на местах в Республике Адыгея действует в районах и городах рес публиканского значения. То есть, положениями оспариваемой статьи преду сматривается образование представительных и исполнительных органов го сударственной власти административно-территориальных единиц республи ки.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Конституции Республики Адыгея город и район являются административно-территориальными единицами.
Судом правильно сделан вывод о том, что поскольку из федеративной природ».,., государственности России, закрепленной в статьях 66 ч.1, 71, 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации, вытекает, что территориаль ное устройство республик, входящих в состав Российской Федерации, нахо дится в ведении самих республик, вопрос о своем территориальном устрой стве Республика Адыгея вправе была в конституционном порядке урегули ровать сама.
Из преамбулы Федерального Закона «Об общих принципах организа ции законодательных (представительных) и исполнительных органов госу дарственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государст венной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими само стоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 указанного Федерального Закона установлено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составля ют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государст венной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государствен ной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Таким образом следует согласиться с выводом суда о том, что система органов государственной власти Республики Адыгея, как субъекта Россий ской Федерации, может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе, органы соответствующих админист ративно-территориальных единиц, предусмотренных административнотерриториальным устройством Республики Адыгея.
Правильным является и суждение суда о несостоятельности довода заявителя об отсутствии у субъекта Российской Федерации права на созда ние территориальных органов государственной власти.
Следовательно судом обоснованно сделан вывод о том, что отсутст вуют доказательства несоответствия статей 93 и 95 Конституции Республи ки Адыгея федеральному законодательству.
Опровергая доводы заявителя о том, что город Адыгейск является му ниципальным образованием сам по себе, суд исходил из того, что законода тельством Республики Адыгея город Адыгейск, как административнотерриториальная единица, наделен статусом города республиканского зна чения.
Из решения Верховного Суда Республики Адыгея от 21 марта 2001 года о назначении даты выборов депутатов представительного органа мест ного самоуправления города Адыгейска, видно, что проведению выборов должно предшествовать образование микрорайонов города, которые в соот ветствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Адыгея «О местном само управлении» являются муниципальными образованиями. Доводы заявителя, что этим судебных решением город Адыгейск в целом признан муници пальным образованием, не вытекают из смысла названного судебного акта.
Вместе с тем, названное судебное решение свидетельствует о том, что конституционное право граждан города Адыгейска, в том числе заявителя Джанхота Б.Н., на осуществление местного самоуправления не нарушено.
С учетом изложенного постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, в связи с чем оно подлежит оставлению без из менения.
Кассационная жалоба Джанхота Б.Н. удовлетворению не подлежит, так как не содержит сведений, опровергающих выводов суда, а свидетельст вует лишь о несогласии с ними.
Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по граждан ским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 6 февраля 2002 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Джанхота Б.Н. - без удовле творения.
Председательствующий Судьи