Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ГКПИ01-1670 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации " 14 " марта ^002 Верховный Суд РФ в составе председательствующего судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
при секретаре Соловьевой В.В.
с участием прокурора Любимовой И.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андрианова Сергея Борисовича о признании незаконными абз.1 пункта 5 в части слов: «в 2001 г.»; пункта 7 в части слов: «по кото рым ранее были произведены начисление и выплата предварительной компенсации» и «повторной»; пп. «е» пункта 8 в части слов: «в 19982001 годах» «Порядка проведения в 2001 г. предварительной компенса ции вкладов отдельных категорий граждан РФ в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» (далее Порядок), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г.
№ 222 (в редакции постановления от 29 декабря 2001 г. № 914), 2 установил :
Андрианов СБ. обратился в Верховный Суд РФ с указанным вы ше требованием, сославшись на то, что оспариваемые положения на званного Порядка противоречат ч.З ст.55 Конституции РФ, ст.112 Фе дерального закона «О федеральном бюджете на 2001 г.» и ст.ст.319 и 124 ГКРФ.
В частности, ст.112 Федерального закона «О федеральном бюдже те на 2001 г.» не предусматривает запрета на повторную компенсацию по вкладу в случаях выплаты предварительной компенсации ранее.
Полагает, что предварительные компенсации вкладчикам и на следникам подлежат выплате ежегодно в соответствии с установленным законом обыкновением обслуживания государственного внутреннего долга РФ в части гарантированных сбережений граждан.
Содержащиеся в оспариваемых пунктах Порядка ограничения на получение предварительной компенсации нарушают права владельцев гарантированных сбережений, в том числе и его как наследника.
В судебном заседании Андрианов С Б . заявленное требование поддержал.
Представители Правительства РФ Мартынова Г.И., Будяна СЕ. и Сайковская Л.А. с предъявленным требованием не согласились и проси ли об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспари ваемый порядок утвержден Правительством РФ в соответствии с Феде ральным законом «О федеральном бюджете на 2001 г.» Названный Закон и утвержденный Порядок предусматривают только однократную выплату предварительной компенсации по гаран тированным сбережениям граждан в порядке погашения государствен ного внутреннего долга, поскольку в федеральном бюджете на эти цели выделена лишь определенная сумма, обусловленная однократной вы платой предварительной компенсации указанным в законе категориям лиц, включая и наследников.
Указанный Порядок утвержден Правительством РФ в пределах своей компетенции и охраняемых законом прав владельцев гарантиро ванных сбережений и их наследников не нарушает.
Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Ге неральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетво рении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, несоответст вующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охра няемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
3 Как установлено судом, во исполнение ст. 112 Федерального зако на «О федеральном бюджете на 2001 г.» постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 222 (в редакции постановления от 29 декабря 2001 г. № 914) был утвержден названный выше Порядок проведения в 2001 г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан, в абзаце 1 пункта 5 которого указано, что в случае смерти вла дельца гарантированных сбережений в 2001 г. наследникам на оплату ритуальных услуг по вкладам умершего владельца выплачивается ком пенсация в установленном размере;
в пункте 7 предусмотрено, что в случае, если умерший в 2001 г.
владелец сбережений ранее получал предварительную компенсацию по вкладам, сумма компенсации, выплачиваемая наследником на уплату ритуальных услуг, уменьшается на сумму предварительной компенса ции, полученной владельцем сбережений ранее.
В остальных случаях вклады граждан, по которым ранее были произведены начисления и выплаты предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным зако ном «О федеральном бюджете на 2001 г.»;
в подпункте «е» пункта 8 указано, что наследникам владельца сбе режений (без ограничения возраста) в случае смерти владельца в 19982001 гг. на оплату ритуальных услуг выплата предварительной компен сации по вкладам производится предусмотренным категориям лиц в подразделениях Сбербанка РФ при предъявлении соответствующих до кументов.
По утверждению представителей Правительства РФ, объем средств на указанные цели утверждается федеральным законом о феде ральном бюджете на очередной год. Размер компенсационных выплат и перечень категорий граждан, которым предусматриваются эти выплаты определятся исходя из общего объема утвержденных средств на теку щий год. Разработка соответствующего порядка выплаты предвари тельной компенсации вкладов отнесена законом к компетенции Прави тельства РФ.
Начиная с 1998 г., в силу ст.96 Федерального закона «О федераль ном бюджете на 1998 г.» предварительная компенсация вкладов выпла чивалась гражданам и наследникам первой очереди, родившимся до 1920 г. включительно.
В последующие годы перечень этих категорий граждан расширял ся, о чем свидетельствует и содержание ст. 112 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 г.».
Однако, учитывая, что до настоящего времени проводится пред варительная или частичная компенсация вкладов отдельных категорий граждан РФ, выплата повторной компенсации им не производится, за исключением выплаты компенсации наследникам на оплату ритуальных услуг в случае смерти владельца гарантированных сбережений, о чем 4 свидетельствует то обстоятельство, что средства в законе о федеральном бюджете на очередной год предусматриваются именно на год соверше ния действия (события), в данном случае на выплату предварительной компенсации в 2001 г.
Соответственно средств на повторную выплату такой компенса ции в данном законе не предусмотрено, а поэтому доводы заявителя о несоответствии оспариваемых пунктов Порядка Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 г.» в части запрета повторной выпла ты компенсации являются необоснованными.
Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровер жение и самим заявителем.
При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания недейст вительными оспариваемых пунктов Порядка в указанной части не име ется.
Довод заявителя о том, что положения оспариваемых пунктов По рядка о единовременном характере компенсационных выплат по гаран тированным сбережениям противоречат Федеральному закону «О феде ральном бюджете на 2001 г.», не может быть принят во внимание, по скольку он ни на чем, кроме субъективных предположений на этот счет самого заявителя, не основан.
Как следует из содержания федеральных законов о федеральном бюджете на 1998-2001 гг., на погашение государственного внутреннего долга, в том числе и выплату предварительной компенсации по гаран тированным сбережениям граждан, ежегодно предусматривались соот ветствующие бюджетные средства с постепенным расширением круга лиц, имеющих право на получение такой компенсации.
Факт ежегодного расширения круга лиц, имеющих право на полу чение предварительной компенсации, свидетельствует, по мнению суда, о том, что выплата такого рода компенсаций носит единовременный характер и законы о федеральном бюджете, предусматривающие соот ветствующие ассигнования на эти цели, направлены на обеспечение вы плат таких компенсаций именно лицам, еще не получавшим ее.
Данное обстоятельство подтверждается и объяснениями предста вителей Правительства РФ, из которых следует, что в федеральном бюджете на каждый год, в том числе и 2001 г., средства на выплату предварительной компенсации определялись путем расчета, исходя из права на ее получение только новых категорий граждан. Средств на по вторную выплату компенсаций владельцам сбережений, кроме случаев выплаты компенсаций их наследникам на оплату ритуальных услуг, за конами о федеральном бюджете не предусматривалось.
5 Не вытекает права владельцев гарантированных сбережений и их наследников на ежегодное получение предварительной компенсации и из содержания Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 г.».
Исходя из этого, у суда не имеется оснований полагать, что Закон «О федеральном бюджете на 2001 г.» предполагает ежегодную выплату, как об этом утверждает заявитель, предварительной компенсации вла дельцам гарантированных сбережений, включая и их наследников, а ос париваемые положения Порядка без законных оснований ограничивают это право.
В этой связи не могут быть признаны обоснованными и ссылки заявителя на несоответствие оспариваемых абз.1 пункта 5 и пи. «е» пункта 8 в указанной части названного выше Порядка требованиям дей ствующего законодательства РФ, поскольку они, как уже отмечалось выше, соответствуют специальному Федеральному закону «О феде ральном бюджете на 2001 г.» и прав владельцев сбережений и их наслед ников, предусмотренных данным Законом, не нарушают, что согласует ся с положениями ст.55 Конституции РФ и гражданского законодатель ства.
При этом суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что заявитель не относится к указанным в законе категориям граждан, имеющим право на получение предварительной компенсации по гаран тированным сбережениям. При отнесении законом заявителя к кругу лиц, имеющих такое право, исходя из общей тенденции погашения го сударственного внутреннего долга по гарантированным сбережениям, он вправе будет получить указанную компенсацию по сбережениям, ос тавшимся после смерти матери.
Другие доводы, на которые заявитель ссылался в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Андрианова С Б . о признании незаконными абз.1 пунк та 5 в части слов: «в 2001 г.», пункта 7 в части слов: «по которым ранее были произведены начисление и выплата предварительной компенса ции» и «повторной», подпункта «е» пункта 8 в части слов: «в 1998-2001 гг.» «Порядка проведения в 2001 г. предварительной компенсации вкла дов отдельных категорий граждан РФ в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граж дан...», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 222 (в редакции постановления от 29 декабря 2001 г. № 914), оставить без удовлетворения.
6 Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Судья Верховного Суда Р Ю.Д.Редченко КОПИЯ ВЕРНА:
Секретарь нк В.В.Соловьева