Общие положения о правовом режиме особо охраняемых природных территорий

Общие положения о правовом режиме особо охраняемых природных территорий

Лоер.рфЭнциклопедия → Общие положения о правовом режиме особо охраняемых природных территорий

Запись отредактирована: 0000-00-00 00:00:00

В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды[1].

Всего в Российской Федерации на конец 2011 г. насчитывалось более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляет 211 млн. га, а площадь сухопутной территории с внутренними водоемами (суша) – 200,4 млн. га, или 11,7% от площади России. Из них - 11 148 ООПТ регионального значения, общая площадь которых составляет 125,8 млн. га (7,3% от площади России) и 1598 ООПТ местного значения, общая площадь которых составляет 27 млн. га (1,6% от площади России)[2].

Согласно Конституции Российской Федерации, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[3]. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В числе федеральных законов, определяющих правовой режим особо охраняемых природных территорий можно выделить: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «Об охране озера Байкал», Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В отношении ООПТ Е.А. Галиновская отмечает, что в основе охранной деятельности оказывается особый объект – новое качественное образование, состоящее не из отдельно взятых природных объектов, а из уникального их сочетания, расположенного в конкретных географических координатах. Таким образом, формируется особый, единый комплексный объект экологических правоотношений – природная территория[4].

Статьей 66 ВК РФ предусматривается регулирование особо охраняемых водных объектов. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.


[1] Раздел II Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р // СЗ РФ. 2012. № 3. Ст. 452).

[2] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» С. 29. // Официальный сайт Минприроды России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1392.

[3] Пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

[4] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 224.