Правовые проблемы использования атмосферного воздуха | Энциклопедия | Лоер.рф
Правовые проблемы использования атмосферного воздуха

Правовые проблемы использования атмосферного воздуха

Лоер.рфЭнциклопедия → Правовые проблемы использования атмосферного воздуха

Запись отредактирована: 0000-00-00 00:00:00

Как отмечает С.А. Боголюбов, на атмосферный воздух право собственности пока не объявлено, но исходя из того, что государство устанавливает квоты на его загрязнение, подписывает международные соглашения о своих обязательствах по контролю и загрязнению воздуха (Киотский протокол), взыскивает штрафы с физических и юридических лиц за превышение выбросов в атмосферу, устанавливает правила поведения в области охраны атмосферного воздуха, государство становится «продавцом воздуха», гарантом и защитником прав граждан на чистый воздух[1].

Тогда как по мнению Ю.И. Шуплецовой, право собственности, как и другие вещные права, остается институтом прежде всего гражданского права, а в соответствии с его нормами установление права собственности возможно только на объекты, имеющие индивидуальные или родовые признаки, которые позволяют выделить эти объекты (вещи, имущество) из массы подобных объектов.

Вопрос о наделении атмосферного воздуха такими признаками, пожалуй, является весьма отдаленной научной перспективой, впрочем, так же, как и возможность защиты права собственности на атмосферный воздух вещно-правовыми способами. Хотелось бы представить себе виндикационный иск (об истребовании имущества из чужого владения), вызванный изменением направления ветра.

При этом оговоримся, что атмосферный воздух, помещенный в специальные емкости для научных или иных целей, конечно, может служить объектом вещных прав. Однако, разумеется, при этом воздух теряет статус природного ресурса[2].

По мнению М.М. Бринчука, хотя на практике не устанавливается особых ограничений на забор воздуха для технологических нужд, как природный ресурс атмосферный воздух эксплуатируется весьма интенсивно. Например, современный реактивный лайнер при перелете из Европы в Америку за 8 часов полета потребляет столько кислорода, сколько за это же время могут выделить 35 тыс. га леса[3].

Тогда как Р.Г. Минниахметов отмечает, что имеющийся в литературе по экологическому праву теоретический спор относительно механизма охраны атмосферного воздуха, должен быть разрешен законодательно в пользу признания выбросов в атмосферу загрязняющих веществ разновидностью права природопользования. Тогда можно будет формировать отношения по использованию атмосферы также, как и других объектов природной среды, вести учет атмосферопользования, доступную и понятную всем форму платы за атмосферопользование и т.д. Другими словами, признание выбросов в атмосферу загрязняющих веществ (в том числе и автотранспортом) разновидностью природопользования позволит подключить сегодня (в условиях внедрения и в эту сферу рыночных отношений) весь экономический механизм, предусмотренный законом об охране окружающей природной среды и в сферу охраны атмосферного воздуха от автотранспортного загрязнения[4].


[1] Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права. 2005. № 7.

[2] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 86.

[3] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010.С. 434 - 435.

[4] Минниахметов Р.Г. Правовая охрана атмосферного воздуха от автотранспортного загрязнения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа. 1999. С. 7.