Общие положения о правовом режиме лесов

Общие положения о правовом режиме лесов

Лоер.рфЭнциклопедия → Общие положения о правовом режиме лесов

Запись отредактирована: 0000-00-00 00:00:00

Как отмечается в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году»[1], лесной фонд Российской Федерации занимает около 70% территории суши и является наиболее важным стабилизирующим природным комплексом страны. Леса были и остаются основным типом растительного покрова на обширных пространствах России. Общая площадь земель Российской Федерации, занятых лесами, составила на 1 января 2010 г. 1183,7 млн. га (прирост 5,1 млн. га по сравнению с 2009 г.), в том числе площадь земель лесного фонда – 1143,5 млн. га (прирост 8,8 млн. га). В эколого-правовой науке южноамериканскую сельву и сибирскую тайгу называют «легкими планеты»[2], подчеркивая тем самым важное значение лесов в обеспечении благоприятного состояния окружающей среды, посредством регенерации кислорода.

Лесное законодательство[3], а также вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами (в том числе, лесами)[4] находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответствующие положения Конституции Российской Федерации уточняются в статье 2 ЛК РФ. Указанной статьей также установлено, что лесное законодательство состоит из ЛК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ЛК РФ, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных ЛК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных ЛК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

На основании и во исполнение ЛК РФ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения. На основании и во исполнение ЛК РФ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Наряду с ЛК РФ, к основным федеральным законам, определяющим правовой режим лесов, можно отнести: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (который определяет правовой режим всех компонентов природной среды, в том числе лесов); Федеральный закон «О пожарной безопасности»[5].

В ранее действующем Лесном кодексе Российской Федерации 1997 года регулирование лесных отношений осуществлялось с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение[6].

Согласно действующему ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 ЛК РФ). По мнению Ю.И. Шуплецовой, в этом определении потерян главный смысл главный элемент, позволяющий объединить несколько растений общим понятием «лес». Этим общим является биологическое и территориальное единство. Произрастающие на ограниченной территории растения, представляющие единый биологический комплекс, составляют основу всех лесов[7].


[1] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» // Официальный сайт Минприроды России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128153.

[2] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 9.

[3] Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

[4] Пункт «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

[5] Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ 1994. № 35. Ст. 3649.

[6] Преамбула Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ.

[7] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 332 - 333.