Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения

Лоер.рфЭнциклопедия → Административная ответственность за экологические правонарушения

Запись отредактирована: 0000-00-00 00:00:00

По мнению С.А. Боголюбова, административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру и степени тяжести не являются общественно опасными и не влекут в соответствии с действующим уголовным законодательством уголовной ответственности[1].

Тогда как Ю.Г. Жариков делает акцент на том, что административная ответственность наступает за нарушение как административно-правовых норм, так и норм других отраслей права. По общему мнению ученых-юристов, для ее применения необходимо наличие ряда условий: правонарушение не достигает такой степени общественной опасности, которая требует возложения уголовной ответственности; правонарушение не является, как правило, дисциплинарным проступком (упущением по службе, нарушением трудовой дисциплины), а если и является таковым, то в этом случае противоправным поведением нарушается не только трудовая дисциплина, но и порядок управления, а ответственность на правонарушителя возлагается органом, которому он не подчинен по службе; целью возложения ответственности не является возмещение причиненного имущественного вреда[2].

Как отмечается в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году»[3], число дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Росприроднадзора в 2010 г., составило 31 734 ед., что на 17% больше, чем в 2009 г. Сумма наложенного штрафа составила 939 494,5 тыс. руб., сумма взысканного штрафа – 581 811,0 тыс. руб., или 62%. В 2010 г. привлечено к административной ответственности должностных лиц – 15 634 чел. (2009 г. – 6571 чел.), юридических лиц – 13 302 ед. (2009 г. – 12 087 ед.) и граждан – 2124 чел. (2009 г. – 1706 чел.).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

По мнению О.Л. Дубовик, административным экологическим проступком признается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность[4].

Конкретные составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрены главой 8 КоАП РФ. Среди них можно выделить следующие: порча земель; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; нарушение требований по рациональному использованию недр; нарушение правил охраны водных объектов.

Субъектами административного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. В статье 3.3 КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 4) административный арест; 5) дисквалификация; 6) административное приостановление деятельности.


[1] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 164.

[2] Жариков Ю.Г. О применении юридической ответственности за экологические правонарушения // Журнал российского права. 2010. № 7.

[3] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» // Официальный сайт Минприроды России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128153.

[4] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 360.