Обзор законопроекта о самозанятых гражданах

Обзор законопроекта о самозанятых гражданах

Под самозанятыми в данной статье мы будем понимать граждан, которые получают доход от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 551845-7 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – Закон).

На данный момент Закон принят в первом чтении и предложен к принятию во втором с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию. Предлагаемая дата рассмотрения Государственной Думой Законопроекта во втором чтении - 13.11.2018.

Из текста Закона о самозанятых следует, что эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно. При этом, в течение 10 лет проведения эксперимента установлен запрет на внесение изменений в указанный Законопроект, в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, который составляет 2,4 миллиона рублей в год.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Законом.

Перейти на указанный налоговый режим можно путем направления соответствующего заявления в налоговый орган или через личный кабинет налогоплательщика. Предусмотрена возможность снятия с учета и повторной постановки.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Для целей Закона не признаются объектом налогообложения следующие доходы:

  • получаемые в рамках трудовых отношений;
  • от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
  • от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений));
  • государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
  • от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
  • от осуществления деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
  • от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, при условии, что заказчиком услуг (работ) выступает работодатель указанного физического лица или лицо, бывшее его работодателем менее двух лет назад;
  • от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 НК РФ, полученные лицами, состоящими на учете в соответствии с пунктом 73 статьи 83 НК РФ;
  • от уступки (переуступки) прав требований;
  • в натуральной форме;
  • от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающиеся частной практикой, адвокатской деятельности.

Не вправе применять специальный налоговый режим

  • лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
  • лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено подпунктом 6 настоящего пункта;
  • лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении ККТ;
  • лица, применяющие иные специальные налоговые режимы, предусмотренные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, или осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
  • налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Налоговые ставки

  • 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
  • 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования в предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Особенности уплаты налога и отчетность

Налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного им оператора электронной площадки и (или) кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю.

Уплата налога осуществляется ежемесячно. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога.

Уплата налога осуществляется в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации.

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Вывод

Закон призван упростить деятельность самозанятых граждан. Решение указанной задачи достигается, в том числе посредством упрощения регистрации гражданина в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, исключения формирования отчетности и упрощения механизма определения и оплаты налога.