Нужен ли паспорт отходов на корзину для мусора?

Редакция сайта «Лоер.рф»

2018-03-20 12:52:05

Интересное дело было рассмотрено Верховным Судом Российской Федерации (постановление ВС РФ от 12.01.2018 по делу № 16-АД17-6). Предметом рассмотрения стал вопрос о том, нужно ли составлять паспорт отходов и другие документы на корзину для мусора.


Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено интересное дело (постановление ВС РФ от 12.01.2018 по делу № 16-АД17-6). Предметом рассмотрения стал вопрос о том, нужно ли образовательной организации составлять паспорт отходов и разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Из указанного Постановления следует, что при проведении плановой проверки образовательного учреждения было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности учреждения образуются отходы 4 и 5 классов опасности:

  • отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 4 05 122 02 60 5);
  • мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 7 33 100 01 72 4);
  • другие виды отходов.

Однако в организации:

  • отсутствовал проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • не были установлены специально уполномоченными органами исполнительной власти в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • отсутствовали составленные и утвержденные паспорта на отходы 4 класса опасности (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный).

Такие документы необходимы в соответствии с требованиями законодательства

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ).
  • Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ). Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден указанным Приказом Минприроды России).
  • На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (пункт 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

В результате

Указанные деяния послужили основанием для привлечения к административной ответственности ректора учреждения как должностного лица (по статье 8.2 КоАП РФ) и назначен штраф в размере 10 000 рублей. Соответствующую позицию поддержали все судебные инстанции вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Верховный Суд Российской Федерации отметил, что состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства (постановление ВС РФ от 12.01.2018 по делу № 16-АД17-6).

Доводы представителя ректора и позиция ВС РФ

Доводы жалобы в ВС РФ

Позиция ВС РФ

Отсутствует событие и состав административного правонарушения, поскольку:

  • учреждение не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления;
  • не является юридическим лицом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду;
  • не относится к хозяйствующим субъектам, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
  • В рассматриваемом случае не имеет правового значения, является ли учреждение субъектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
  • Требования о необходимости разработки соответствующих документов предусмотрены законодательством, исключения установлены только для субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Субъектом малого и среднего предпринимательства учреждение не является.
  • Привлечение к ответственности законно.