Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
Дело № 93 Г02-/0
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Горохова Б. А., судей Потапенко С В . , Александрова Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2002 г. по кассаци онным жалобам Астапенко Л.А. и Лештаева В.В. на решение Магаданского об ластного суда от 29 марта 2002 г. дело по заявлению Лештаева В.В. и Астапен ко Л.А. о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 17 п. 1 ст. 3, ст. 6, п. 5 ст. 7, ст. 10 Закона Магаданской области «О введении в действие на территории Магаданской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо ва Б.А., объяснения представителя управления Министерства РФ по налогам и сборам по Магаданской области Смирновой О.П., Судебная коллегия по граж данским делам Верховного Суда Российской Федерации УСТАНОВИЛА :
11 марта 1999 года Магаданской областной Думой был принят закон «О вве дении в действие на территории Магаданской области единого налога на вме ненный доход для определенных видов деятельности».
9 ноября 2002 г. был принят закон «О внесении изменений и дополне ний в закон Магаданской области «О введении в действие на территории Ма гаданской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», абзацем 17 пункта 1 ст. 3 которого установлено, что це являются плательщиками единого налога на вмененный доход организации и предприниматели, если в течение квартала, предшествующего кварталу, в ко тором произошло представление расчета единого налога на вмененный доход на очередной налоговый период, размер валовой выручки данного налого плательщика по каждому месту осуществления деятельности в совокупности превысил сумму двадцати пятитысячного минимального размера оплаты тру да, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошло предоставление расчета.
Лештаев В.В. обратился в суд с заявление о признании недействитель ным абзаца 17 пункта 1 ст. 3 указанного выше Закона Магаданской области, в обоснование которого указал на то, что названной нормой введена новая ка тегория плательщиков налога в зависимости от валовой выручки, а также введена новая категория плательщиков налога в зависимости от валовой вы ручки, ссылаясь на то, что законодательному органу субъекта Российской Федерации не предоставлены полномочия по определению круга плательщи ков налога, поэтому обжалуемая норма противоречит ст. 3 Федерального за кона « О едином налоге на вмененный доход для определенных видов дея тельности».
Статьей 6 закона Магаданской области определены ставка и порядок расчета единого налога.
П у н к т 5 ст. 7 закона Магаданской области определено, что в случае вне сения количественных или качественных изменений в формулу и порядок рас чета налога, налог должен быть пересчитан с 1 -го числа квартала, следующего за кварталом дня опубликования настоящего закона.
Статьей 10 закона Магаданской области установлено, что ответствен ность за нарушение настоящего закона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Непредставление налогоплатель щиком в установленный настоящим законом срок расчета по единому налогу в налоговый орган по месту учета признается непредставлением в установлен ный срок налоговой декларации. Нарушение налогоплательщиком правил со ставления расчета по единому налогу признается нарушением правил состав ления налоговой декларации.
Астапенко Л . А . обратилась в суд с заявлением о признании противоре чащими федеральному законодательству ст. 6, п. 5 ст. 7, ст. 10 закона Магадан ской области « О введении в действие на территории Магаданской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», указав в обоснование своих требований на то, что положения ст. 6 закона М а гаданской области не соответствует п. 2 ст. 5 Федерального закона № 148-ФЗ, поскольку не содержит всего перечня предусмотренных федеральным законом повышающих (понижающих) 15 видов коэффициентов.
П у н к т о м 5 ст. 7 закона Магаданской области придана обратная сила действия закона, что противоречит п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым законодательные акты о налогах и сборах субъекта Российской Федерации, ухудшающие положение налогоплательщика, не под лежат применению.
Статьей 10 закона Магаданской области № 62-03 предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком расчета по единому налогу в налоговый орган, при этом непредставление расчета приравнено, к непредставлению налоговой декларации.
Решением от Магаданского областного суда от 29 марта 2002 г. заявле ние было оставлено без удовлетворения.
В кассационных жалобах Астапенко Л.А. и Лештаева В.В. поставлен во прос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. «и» ст. 72 Конституции Российской Федерации уста новление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федера ции находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Рос сийской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 75 и частями 2 и 5 статьи 76 Конститу ция Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюд жет, устанавливаются федеральным законом. По предметам совместного веде ния Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются фе деральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
6 августа 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных ви дов деятельности», в котором определены основные принципы налогообложе ния вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, за нимающихся определенными видами деятельности.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального Закона, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действия нормативными правовыми актами законодательных (пред ставительных) органов государственной власти субъектов Российской Федера ции в соответствии с настоящим Федеральным Законом. Нормативными право выми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются: сферы предпринима тельской деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 Федерального Закона; размер вмененного дохода, иные составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога;
налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Исходя из этого положения, Магаданская областная Дума 11 марта 1999 года приняла закон Магаданской области № 62-03 «О введении в действие на территории Магаданской области единого налога на вмененный доход для оп ределенных видов деятельности», который в соответствии с федеральным за- коном определил конкретные виды деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог, установил размер вмененного дохода и иные со ставляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок, срок уплаты и иные особенности взимания единого налога.
9 ноября 2000 года Магаданской областной Думой был принят закон Магаданской области «О внесении изменении и дополнений в закон Магадан ской области « О введении в действие на территории Магаданской области еди ного налога на в м е н е н н ы й д о х о д для о п р е д е л е н н ы х видов деятельности» от 20 ноября 2000 года № 1 3 9 - 0 3 , изменения которого введены в действие с 1 января 2001 года.
В а б з а ц е 17 п. 1 ст. 4 з а к о н а М а г а д а н с к о й о б л а с т и о т 2 0 н о я б р я 2 0 0 0 г о д а № 1 3 9 - 0 3 предусмотрено, что не являются плательщиками единого налога на вмененный д о х о д организации и предприниматели, если в течение квартала, предшествующему кварталу, в котором произошло представление расчета еди ного налога на вмененный доход на очередной налоговой период, размер вало вой выручки данного налогоплательщика по каждому месту осуществления деятельности в совокупности превысил сумму двадцати пяти тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Рос сийской Федерации на первый день квартала, в котором произошло представ ление расчета.
Данная правовая норма уже была предметом судебного разбирательства в магаданском областном суде по делу № 3-10 по з а я в л е н и ю С е ч к и н а А.А. о при з н а н и и п р о т и в о р е ч а щ и м ф е д е р а л ь н о м у з а к о н о д а т е л ь с т в у а б з а ц а 17 п. 1 ст. 4 закона М а г а д а н с к о й области от 20 ноября 2000 года № 1 3 9 - 0 3 .
Р е ш е н и е м М а г а д а н с к о г о о б л а с т н о г о с у д а о т 19 м а р т а 2 0 0 1 г., о с т а в л е н н ы м без изменения определением С у д е б н о й коллегии по г р а ж д а н с к и м делам В е р х о в н о г о С у д а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и о т 18 м а я 2 0 0 1 г., з а я в л е н и е С е ч к и н а А.А. б ы л о оставлено без удовлетворения.
Заявления Лештаева В.В. и Астапенко Л.А. в части оспаривания абзаца 17 п. 1 ст. 4 з а к о н а М а г а д а н с к о й о б л а с т и о т 2 0 н о я б р я 2 0 0 0 г о д а № 1 3 9 - 0 3 н е п о д л е ж а л и п р и н я т и ю к п р о и з в о д с т в у с у д а п о о с н о в а н и ю , п р е д у с м о т р е н н о м у п.
3 ст. 129 Г П К Р С Ф С Р , а п р о и з в о д с т в о п о д е л у п о о ш и б о ч н о п р и н я т ы м з а я в л е н и я м п о д л е ж а л о п р е к р а щ е н и ю п о п. 3 ст. 2 1 9 Г П К Р О С Ф С Р .
В с о о т в е т с т в и и с п. 3 ст. 129 Г П К Р С Ф С Р с у д ь я о т к а з ы в а е т в п р и н я т и и заявления, если имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Из заявлений Лештаева В.В. и Астапенко Л.А. усматривается, что ими обжалуются те ж е н о р м ы областного закона, что и в деле по заявлению Сечки на А.А.
Вопрос о незаконности (недействительности) обжалуемой заявителями нормы областного закона являлся предметом судебного разбирательства в Ма- гаданском областном суде по делу № 3-10/2001 г.
Одной из сторон по делу № 3-10/2001 г. выступало лицо, по мнению ко торого указанная норма областного закона является недействительной в силу его противоречия закону, с другой - орган, издавший оспариваемый норматив ный правовой акт.
По настоящему делу состав участвующих в нём лиц тот же: заявители, представляющие интересы неопределённого круга лиц, и орган, издавший ос париваемый нормативный правовой акт.
Основания заявленных по указанным делам требований так же совпадают - противоречие оспариваемого нормативного правового акта федеральному за конодательству.
Обжалуемые заявителями положения закона Магаданской области носят нормативный характер, то есть являются публичными нормами права; закон ность этих правовых норм являлась предметом судебного разбирательства по другому делу, решение по которому вступило в законную силу.
Таким образом, имеются основания для применения п. 3 ст. 219 ГПК РСФСР и отмены решения суда в части отказа в отказа в удовлетворении тре бований Астапенко Л.А. и Лештаева В.В. о признании противоречащим феде ральному законодательству абзаца 17 пункта 1 статьи 3 закона Магаданской области «О введении в действие на территории Магаданской области единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности» и для пре кращения производство по делу в этой части.
В остальной части решение суда является правильным.
Довод Астапенко Л.А. о том, что ст. 6 закона Магаданской области не соответствует федеральному законодательству, так как не содержит всего пе речня предусмотренных федеральным законом повышающих (понижающих) коэффициентов (15 позиций), правильно признан судом необоснованным. Со гласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» размер вмененного дохода и значение иных составляющих формулы расчета единого налога устанавливаются норма тивными правовыми актами органов государственной власти субъекта Россий ской Федерации. Рекомендуемые формулы расчета единого налога и перечень рекомендуемых составляющих в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона разработаны Правительством РФ (письмо Правительства РФ от 07.09.98 г. № 4435п-П5).
Формула, по которой определяется размер единого налога, установлен ная п. 3 ст. 6 закона Магаданской области соответствует формуле, рекомен дуемой Правительством РФ.
Расчет величины базовой доходности определен в законе Магаданской области по одному из трех, предлагаемых Правительством РФ методов, а именно - по методу «Б», который произведен на основании данных налоговых органов г. Магадана и районов Магаданской области о начисленных суммах налоговых и неналоговых платежей по организациям и индивидуальным пред принимателям, осуществляющим определенные Федеральным законом виды деятельности. Полученные данные корректировались с учетом объемов нерегистрируемого оборота и оценок от налогообложения для каждой сферы дея тельности. Указанные оценки производились путем сравнительного анализа сумм н а л о г о в ы х и н е н а л о г о в ы х п л а т е ж е й за о т ч е т н ы й п е р и о д по налогопла тельщикам, осуществляющим деятельность приблизительно в равных Д о в о д ы о том, что единый налог на вмененный доход является налого в ы м р е ж и м о м , а н е н а л о г о м , а, с л е д о в а т е л ь н о , р а с ч е т е д и н о г о н а л о г а н е м о ж е т быть приравнен к налоговой декларации, также является необоснованным.
Е д и н ы й налог на в м е н е н н ы й д о х о д , в х о д и т в систему р е г и о н а л ь н ы х на л о г о в . П о н я т и е н а л о г а о п р е д е л е н о ст. 8 Н К Р Ф , в с о о т в е т с т в и и с к о т о р ы м п о д налогом принимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления д е н е ж н ы х средств в целях финансового обеспечения государства.
Статьей 52 Н К Р Ф установлено, что н а л о г о п л а т е л ь щ и к самостоятельно исчис ляет сумму налога, п о д л е ж а щ у ю уплате за налоговый период, а не по итогам налогового периода, как указывает заявитель.
Расчет единого налога содержит все основные признаки налоговой дек л а р а ц и и , о п р е д е л е н н ы е ст. 8 0 Н К Р Ф , а и м е н н о , п р е д с т а в л я е т с о б о й п и с ь м е н ное заявление налогоплательщика с указанием данных, связанных с исчислени ем и уплатой единого налога, с у м м ы налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде. Таким образом, областной законодатель правомерно пре д у с м о т р е л в ст. 10 о с п а р и в а е м о г о з а к о н а , ч т о н е п р е д с т а в л е н и е в у с т а н о в л е н ный срок расчета по единому налогу признается непредставление декларации.
Д о в о д ы з а я в и т е л е й о н е с о о т в е т с т в и и п. 5 ст. 7 з а к о н а М а г а д а н с к о й о б л а с т и п о л о ж е н и ю п. 2 ст. 5 Н К Р Ф , с о г л а с н о к о т о р о м у а к т ы з а к о н о д а т е л ь с т в а о налогах и сборах, у х у д ш а ю щ и е п о л о ж е н и е налогоплательщика не могут иметь обратной силы, несостоятельны, в силу того, что оспариваемая норма не со держит положений о придании обратной силы нормам областного закона.
Н а о с н о в а н и и и з л о ж е н н о г о , р у к о в о д с т в у я с ь п . п . 1 и 3 ст. 3 0 5 , ст. ст. 3 0 6 , 311 Г П К Р С Ф С Р , Судебная коллегия по г р а ж д а н с к и м делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :
р е ш е н и е М а г а д а н с к о г о о б л а с т н о г о с у д а о т 2 9 м а р т а 2 0 0 2 г. в ч а с т и о т к а з а в удовлетворении требований Астапенко Л.А. и Лештаева В.В. о признании про т и в о р е ч а щ и м ф е д е р а л ь н о м у з а к о н о д а т е л ь с т в у а б з а ц а 17 п у н к т а 1 с т а т ь и 3 з а кона Магаданской области «О введении в действие на территории Магаданской области единого налога на вменённый доход для определённых видов деятель ности» отменить, производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы Астапенко Л.А. и Лештаева В.В. - без удовлетворения.