5-Г02-73


5-Г02-73

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 5-Г02-73

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий­ ской Федерации в составе:

председательствующего В .П.Кнышева судей С.В.Потапенко, Ю.Г.Кебы рассмотрела в судебном заседании от 18 июня 2002 г. гражданское дело по заявлению районной Управы Пресненского района г. Москвы о при­ знании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению закона города Москвы от 12.04.2000 г. № 6 «О внесении изме­ нений в Закон города Москвы от 05.07.1995 г. № 13-47 «О территори­ альном делении города Москвы» в части изменения границы Пресненского района, по кассационной жалобе районной Управы Пресненского района г.Москвы на решение Московского городского суда от 15 марта 2002 г., ко­ торым в удовлетворении требований районной Управы отказано.

Заслушав доклад судьи Ю.Г.Кебы, выслушав объяснения представи­ теля районной Управы Пресненского района Бочарова С.Н. поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителей Московской городской Думы Коданевой С И . , мэра г.Москвы Каменевой Е.Н., возражавших против дово­ дов жалобы, Судебная коллегия ;

установила:

12.04.2000 г. Московской городской Думой был принят закон № 6 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года № 13-47 «О территориальном делении города Москвы», которым внесены изменения в статью 4 Закона города Москвы от 5 июля 1995 года № 13-47 «О террито­ риальном делении города Москвы» (в редакции Законов города Москвы от 16 июля 1997 года № 32, от 9 сентября 1998 года № 20 и от 12 июля 1999 го­ да № 30) в части описания границ районов Пресненский, Дорогомилово и Филевский парк.

Глава Управы Пресненского района г.Москвы Краснов А.В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законода­ тельству и не подлежащим применению указанного закона города Москвы от 12.04.2000 г. № 6 в части описания границы Пресненского района, ссыла­ ясь на то, что данный закон изменяет границы Пресненского района города Москвы и существенно уменьшает его территорию.

Указанный закон г.Москвы принят в нарушение п.2 ст. 131 Конститу­ ции Российской Федерации и ч.2 ст.13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ ции», в которых предусмотрено, что изменение границ муниципального об­ разования допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Представители Московской городской Думы и Мэра г.Москвы с заяв­ лением не согласны, просили в его удовлетворении отказать, полагая его не­ обоснованным.

Московским городским судом постановлено приведенное выше реше­ ние, об отмене которого в кассационной жалобе просит Глава районной Управы, считая, что судом неправильно применен материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суд РФ не находит оснований к ее удовлетворению.

В соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации мест­ ное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традициях. Из­ менение границ территории, в которых осуществляется местное самоуправ­ ление, допускается с учетом исторических и иных местных традициях. Из­ менение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправ­ ление, допускается с учетом мнения населения соответствующих террито­ рий.

Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 г. № 38-ФЗ, от 26.11.1996 г. № 141-ФЗ, от 17.03.1997 г. № 55-Фз, от 4.08.2000 г. № Ю7-ФЗ) территориально-правовой структурой, обеспечивающей реализацию права граждан на местное самоуправление, является муниципальное образование.

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная насе- ленная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муни­ ципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ч.1 ст.1 указанного Закона). Согласно ст.ст.12, 13 Закона территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

На внутригородских территориях городов Москвы и СанктПетербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении един­ ства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга. Население городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга, не может быть лишено права на осуществление местного само­ управления.

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об уп­ разднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соот­ ветствующей территории представительным органом местного самоуправ­ ления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и на­ именований определяется законом субъекта Российской Федерации.

Законом города Москвы от 5 июля 1995 года № 13-47 «О территори­ альном делении города Москвы» ( в ред. Законов г. Москвы от 16.07.1997 г.

№ 32, от 09.09.1998 г. № 20, от 12.07.1999 г. № 30, от 12.04.2000 г. № 6, от 28.06.2000 г. № 17) установлено, что территориальными единицами Москвы являются районы, образуемые с учетом исторических, географических и градостроительных особенностей территорий, численности населения, со­ циально-экономических характеристик, расположения транспортных ком­ муникаций, наличия объектов инженерной инфраструктуры, возможностей управления собственностью города в интересах населения района и города.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.07.1995 г. № 107-ФЗ) территория города Москвы может вклю­ чать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно-территориальных единиц, а также внутригородские тер­ ритории административного управления.

Правовое положение указанных административно-территориальных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы.

Согласно ст. 18 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы», а также ст.6 Закона города Москвы от 10 марта 1999 года № 1 3 «О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве'' территориальные единицы с особым статусом - историко-культурные, лесо­ парковые, промышленные зоны, а также территории, используемые для обеспечения городского хозяйства, транспортных коммуникаций, энерго и водоснабжения города Москвы, территории ярмарок, выставок и другие.

Территориальная единица с особым статусом, включающая полностью или частично территорию района (районов) города Москвы, образуется Москов­ ской городской Думой по представлению мэра Москвы. При этом учет мне­ ния населения муниципальных образований, граничащих с ТЕОС, не преду­ смотрено.

Границы ТЕОС «Москва-Сити» установлены Законом города Москвы 12 июля 1999 года № 30 «О территориальной единице с особым статусом «Московский международный деловой центр «Москва-Сити» (ст. 19).

Следовательно, обжалуемый заявителем законом не изменял границы Пресненского района, а лишь уточнил его границы с учетом образования в 1999 г. ТЕОС «Москва-Сити» и установления границ ее территории.

Рассматривая заявление районной Управы, суд правильно руково­ дствовался указанными выше правовыми актами и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый закон Москвы не противоречит действующему законодательству.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы ма­ териального права применены правильно, предусмотренных ст.306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не име­ ется.

Руководствуясь п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная кол­ легия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

Решение Московского городского суда от 15 марта 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу районной Управы Пресненского района