34-В02пр-6


34-В02пр-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 34-В02пр-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий­ ской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.

судей Пирожкова В.Н.

Толчеева Н.К.

рассмотрела в судебном заседании от 13 июня 2002 г. протест замести­ теля Генерального прокурора РФ на определение судебной коллегии по гра­ жданским делам Мурманского областного суда от 1 августа 2001 г., поста­ новление президиума Мурманского областного суда от 20 сентября 2001 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пи­ рожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Герма­ шевой М.М., поддержавшей протест, Судебная коллегия

установила:

Осипова Е.П., Колобова Н.А., Сергеева Д.В. и другие (всего 49 чело­ век) обратились в суд с иском к инспекции Министерства по налогам и сбо­ рам РФ по ЗАТО г.Североморск о взыскании заработной платы.

В обоснование своего иска истцы указали, что им с 1.01 2001 г. по ука­ занию Управления МНС РФ по Мурманской области районный коэффици­ ент к заработной плате стал начисляться и выплачиваться в размере 40%, а не 50%, как было ранее, что противоречит Закону РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах * Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», постановлению Совета Министров РСФСР от 4.02.91 г. № 76 «О некоторых мерах по социальноэкономическому развитию районов Севера» и постановлению администра­ ции Мурманской области от 27.01.92 г. № 64, установившему районный ко­ эффициент в размере 1,5. Истцы просили обязать работодателя выплачивать им заработную плату с применением районного коэффициента 1,5 и произ­ вести его доплату, начиная с 1.01.2001 г.

Решением Североморского городского суда от 15 июня 2001 г. в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 августа 2001 г. решение суда отменено и принято новое решение, которым инспекция МНС РФ по ЗАТО г.Североморск обязана с 1.01.2001 г. по 1.08.2001 г. произвести истцам начисление и выплату район­ ного коэффициента к заработной плате в размере 1,5, в дальнейшем с 1.08.2001 г. производить начисление и выплату заработной платы с учетом районного коэффициента 1,5.

Постановлением президиума Мурманского областного суда от 20 сен­ тября 2001 г. отклонен протест прокурора Мурманской области.

В протесте заместителя Генерального прокурора РФ ставится вопрос об отмене судебных постановлений, которыми удовлетворены требования истцов и об оставлении в силе решения Североморского городского суда от 15 июня 2001 г. об отказе в иске.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения про­ теста.

Удовлетворяя требования истцов, судебная коллегия по гражданским делам и президиум Мурманского областного суда правильно руководствова­ лись постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г.ц 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» и принятым в его исполнение постановлением Администрации Мурманской области от 27 января 1992 г. № 64, которым для рабочих и служащих пред­ приятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Мур­ манской области, установлен районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5.

Пунктом 13 указанного выше постановления Совета Министров РСФСР облисполкомам предоставлено право устанавливать районные коэф­ фициенты к заработной плате рабочим и служащим. Во исполнение этого постановления администрацией Мурманской области 27 января 1992 г. при­ нято постановление, устанавливающее районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5.

Правильными являются выводы судебной коллегии и президиума Мурманского областного суда и о том, что выплата средств по районному коэффициенту истцам должна производиться за счет средств федерального бюджета.

Вопрос финансирования затрат по выплатам районного коэффициента установлен постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1992 г., соглас­ но которого для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, выплаты по районным коэффициентам производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание, а в случае их недостачи - за счет средств соответствующих бюджетов.

Работники территориальных органов налоговой службы РФ, в соответ­ ствии с п.8 Указа Президента Российской Федерации от 6.03.98 г., регули­ рующего вопросы денежного содержания федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, финансируются за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах судебная коллегия и президиум Мурман­ ского областного суда пришли к обоснованному выводу о законности требо­ ваний работников налоговой инспекции.

Основаниями для отмены судебных постановлений в протесте замес­ тителя Генерального прокурора РФ указывается, в частности, на то, что ад­ министрация Мурманской области не вправе была устанавливать районный коэффициент 1,5, а выводы о выплате районного коэффициента за счет средств федерального бюджета противоречат действующему законодатель­ ству.

Однако с данными доводами протеста согласиться нельзя.

Статья 10 Закона Российской Федерации «О государственных гаранти­ ях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайне­ го Севера и приравненных к ним местностях» не содержит, как это указыва­ ется в протесте, указания на то, что районные коэффициенты могут быть ус­ тановлены только на федеральном уровне. Как указывалось выше, дейст­ вующее постановление Совета Министров РСФСР от4 февраля 1991 г. пре­ доставляет право субъектам Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты к заработной плате.

Анализ правовых норм, на которых основаны выводы судебных ин­ станций о финансировании расходов по выплате районного коэффициента за счет средств федерального бюджета, позволяет не согласиться с доводами протеста в этой части.

Кроме того, те правовые акты, на которые делается ссылка в протес­ те (ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст.38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­ сийской Федерации»), не содержат каких-либо ограничений, связанных с финансированием расходов по выплате районных коэффициентов за счет средств федерального бюджета.

То обстоятельство, что постановлением администрации Мурманской области от 27 января 1992 г. предусматривается выплата районного коэффи­ циента за счет средств предприятий и организаций, не может служить осно­ ванием для отмены судебных постановлений, поскольку, как это указывалось выше, порядок финансирования расходов по выплате районных коэффици­ ентов был установлен на федеральном уровне.

Судебной коллегией по гражданским делам Мурманского областного суда, постановившей новое решение об удовлетворении исков, дана оценка правовым актам, регулирующим указанные правоотношения, президиумом областного суда оставлено в силе законное решение.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения протеста заместителя Генерального прокурора РФ об отмене судебных постановлений по делу, не имеется.

Руководствуясь ст.329 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по граждан­ ским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 августа 2001 г., постановление президиума Мурманско­ го областного суда от 20 сентября 2001 г. оставить без изменения, протест заместителя Генерального прокурора РФ - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи