Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ГКПИ2002-759 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации июля 2002 19 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда РФ Романенкова НС.
при секретаре Бирюковой ЕЮ.
с участием прокурора Поспелова ИР.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по за явлению закрытого акционерного общества «Мозель» о признании недейст вительным пункта 20 Инструкции о порядке маркировки отдельных подак цизных товаров акцизными марками, утвержденной приказом ГТК России от 28 декабря 2000 г. № 1230, в части требования о предоставлении импор тером лицензий, выдаваемых МНС России, при получении акцизных марок,
установил:
ЗАО «Мозель» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 20 Инструкции о поряд- 2 ке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, ут вержденной приказом ГТК России от 28 декабря 2000 г. № 1230, в части требования о предоставлении импортером лицензий, выдаваемых МНС Рос сии, при получении акцизных марок.
Как указывает заявитель, положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству, изданы с превышением полномочий ГТК России и ограничивают права юридического лица, осуществляющего лицензируемую деятельность по импорту алко гольной продукции.
В суде представитель ЗАО «Мозель» Шап ина М.И. поддержала заяв ленные требования.
Представители заинтересованных лиц ГТК России Наумов А.А., Ми хайлов К.Е., Минюста России Фадеев ВВ. возражали против удовлетворе ния заявления и пояснили в суде, что положения оспариваемого норматив ного правового акта не противоречат действующему законодательству, из даны в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя ЗАО «Мозель» Ша пиной М.И., представителей заинтересованных лиц ГТК России Наумова А.А., Михайлова К.Е., Минюста России Фадеева ВВ., исследовав материа лы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Поспелова И.Р., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовле творения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, норма тивный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нару шающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Приказом Государственного таможенного комитета Российской Феде рации от 28 декабря 2000 г. № 1230 «О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками» (в редакции приказа ГТК России от 15 марта 2002 г. № 245) утверждена Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками.
В соответствии с п.20 Инструкции, если законодательством Россий ской Федерации установлены какие-либо ограничения на ввоз и (или) на осуществление деятельности по ввозу в Российскую Федерацию товара (ли- 3 цензирование, квотирование), таможенный орган должен осуществлять при ем заявления и выдачу марок импортеру при наличии лицензий, выдавае мых Министерством экономического развития и торговли Российской Фе дерации, и выдачу марок импортеру при наличии лицензий, выдаваемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, при условии соблюдения импортером иных требований, условий и ограничений, уста новленных законодательством Российской Федерации в отношении указан ного товара и его оборота.
Как пояснили в судебном заседании представители ГТК России Нау мов А.А. и Михайлов К.Е., требования о предоставлении организацией, осуществляющей импорт алкогольной продукции, при получении акцизных марок лицензий МНС России на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции вытекает из положений Закона.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О государственном регу лировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто содержащей продукции» установлен порядок маркировки алкогольной про дукции, в частности алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организа циями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Деятельность по импорту, хранению и поставки этилового спирта, ал когольной и спиртосодержащей продукции в силу п.2 ст. 18 ФЗ «О государ ственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алко гольной и спиртосодержащей продукции» подлежит лицензированию.
Приобретение в таможенном органе акцизных марок возможно не всеми организациями, а лишь теми, которые имеют лицензию на импорт ал когольной продукции.
Таможенный орган, осуществляя возложенные на него задачи по кон тролю за перемещением через таможенную границу Российской Федерации импорта алкогольной продукции, должен удостовериться, что импорт осу ществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию, что мо жет быть реализовано путем предъявления лицензии, выданной МНС Рос сии, при выдаче марок импортеру.
Акцизная марка согласно п.З ст. 12 ФЗ «О государственном регулиро вании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосо держащей продукции» является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на 4 территории Российской Федерации алкогольной продукции, в том числе и импортируемой.
При таких обстоятельствах доводы заявителя об ограничении прав юридического лица оспариваемым нормативным правовым актом являются несостоятельными.
Выдача организациям на экспорт, импорт, хранение и поставки алко гольной и спиртосодержащей пищевой продукции в объеме не более чем 500 декалитров, разовых лицензий на срок до пяти месяцев предусмотрена Законом. Требования п.20 Инструкции о предоставлении лицензии никаких прав заявителя в изменении срока уплаты сбора за выдачу разовых лицензий на импорт алкогольной продукции не нарушают.
Из объяснений представителя ЗАО «Мозель» Шап ИНОЙ М.П., следу ет, что заявитель полагает возможным представление лицензии, выданной МНС России, таможенному органу не на стадии выдачи марок, а при ввозе алкогольной продукции.
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определяет оборот как закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.
Оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции феде рального органа исполнительной власти, т.к. согласно ст. 126 Таможенного кодекса РФ, таможенное оформление производится в порядке, определяе мом настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами Государственного таможен ного комитета Российской Федерации.
ГТК России правомерно установил требование о предоставлении им портером лицензий, выдаваемых МНС России, при получении акцизных ма рок.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового ак та соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах ком петенции ГТК России и не нарушают права юридических лиц, заявление ЗАО «Мозель» не полежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197- 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации 5 решил:
заявление закрытого акционерного общества «Мозель» о признании недействительным пункта 20 Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, утвержденной приказом ГТК России от 28 декабря 2000 г. № 1230, в части требования о предоставлении импортером лицензий, выдаваемых МНС России, при получении акцизных марок, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Ко рь ае Н.С.Романенков