1230,вчаститребованияопредоставленииимпор­


1230,вчаститребованияопредоставленииимпор­

ГКПИ2002-759 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации июля 2002 19 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда РФ Романенкова НС.

при секретаре Бирюковой ЕЮ.

с участием прокурора Поспелова ИР.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по за­ явлению закрытого акционерного общества «Мозель» о признании недейст­ вительным пункта 20 Инструкции о порядке маркировки отдельных подак­ цизных товаров акцизными марками, утвержденной приказом ГТК России от 28 декабря 2000 г. № 1230, в части требования о предоставлении импор­ тером лицензий, выдаваемых МНС России, при получении акцизных марок,

установил:

ЗАО «Мозель» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 20 Инструкции о поряд- 2 ке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, ут­ вержденной приказом ГТК России от 28 декабря 2000 г. № 1230, в части требования о предоставлении импортером лицензий, выдаваемых МНС Рос­ сии, при получении акцизных марок.

Как указывает заявитель, положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству, изданы с превышением полномочий ГТК России и ограничивают права юридического лица, осуществляющего лицензируемую деятельность по импорту алко­ гольной продукции.

В суде представитель ЗАО «Мозель» Шап ина М.И. поддержала заяв­ ленные требования.

Представители заинтересованных лиц ГТК России Наумов А.А., Ми­ хайлов К.Е., Минюста России Фадеев ВВ. возражали против удовлетворе­ ния заявления и пояснили в суде, что положения оспариваемого норматив­ ного правового акта не противоречат действующему законодательству, из­ даны в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права заявителя.

Выслушав объяснения представителя заявителя ЗАО «Мозель» Ша пиной М.И., представителей заинтересованных лиц ГТК России Наумова А.А., Михайлова К.Е., Минюста России Фадеева ВВ., исследовав материа­ лы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Поспелова И.Р., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовле­ творения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, норма­ тивный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нару­ шающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Феде­ рации от 28 декабря 2000 г. № 1230 «О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками» (в редакции приказа ГТК России от 15 марта 2002 г. № 245) утверждена Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками.

В соответствии с п.20 Инструкции, если законодательством Россий­ ской Федерации установлены какие-либо ограничения на ввоз и (или) на осуществление деятельности по ввозу в Российскую Федерацию товара (ли- 3 цензирование, квотирование), таможенный орган должен осуществлять при­ ем заявления и выдачу марок импортеру при наличии лицензий, выдавае­ мых Министерством экономического развития и торговли Российской Фе­ дерации, и выдачу марок импортеру при наличии лицензий, выдаваемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, при условии соблюдения импортером иных требований, условий и ограничений, уста­ новленных законодательством Российской Федерации в отношении указан­ ного товара и его оборота.

Как пояснили в судебном заседании представители ГТК России Нау­ мов А.А. и Михайлов К.Е., требования о предоставлении организацией, осуществляющей импорт алкогольной продукции, при получении акцизных марок лицензий МНС России на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции вытекает из положений Закона.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О государственном регу­ лировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто­ содержащей продукции» установлен порядок маркировки алкогольной про­ дукции, в частности алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организа­ циями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Деятельность по импорту, хранению и поставки этилового спирта, ал­ когольной и спиртосодержащей продукции в силу п.2 ст. 18 ФЗ «О государ­ ственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алко­ гольной и спиртосодержащей продукции» подлежит лицензированию.

Приобретение в таможенном органе акцизных марок возможно не всеми организациями, а лишь теми, которые имеют лицензию на импорт ал­ когольной продукции.

Таможенный орган, осуществляя возложенные на него задачи по кон­ тролю за перемещением через таможенную границу Российской Федерации импорта алкогольной продукции, должен удостовериться, что импорт осу­ ществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию, что мо­ жет быть реализовано путем предъявления лицензии, выданной МНС Рос­ сии, при выдаче марок импортеру.

Акцизная марка согласно п.З ст. 12 ФЗ «О государственном регулиро­ вании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосо­ держащей продукции» является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на 4 территории Российской Федерации алкогольной продукции, в том числе и импортируемой.

При таких обстоятельствах доводы заявителя об ограничении прав юридического лица оспариваемым нормативным правовым актом являются несостоятельными.

Выдача организациям на экспорт, импорт, хранение и поставки алко­ гольной и спиртосодержащей пищевой продукции в объеме не более чем 500 декалитров, разовых лицензий на срок до пяти месяцев предусмотрена Законом. Требования п.20 Инструкции о предоставлении лицензии никаких прав заявителя в изменении срока уплаты сбора за выдачу разовых лицензий на импорт алкогольной продукции не нарушают.

Из объяснений представителя ЗАО «Мозель» Шап ИНОЙ М.П., следу­ ет, что заявитель полагает возможным представление лицензии, выданной МНС России, таможенному органу не на стадии выдачи марок, а при ввозе алкогольной продукции.

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определяет оборот как закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.

Оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции феде­ рального органа исполнительной власти, т.к. согласно ст. 126 Таможенного кодекса РФ, таможенное оформление производится в порядке, определяе­ мом настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами Государственного таможен­ ного комитета Российской Федерации.

ГТК России правомерно установил требование о предоставлении им­ портером лицензий, выдаваемых МНС России, при получении акцизных ма­ рок.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового ак­ та соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах ком­ петенции ГТК России и не нарушают права юридических лиц, заявление ЗАО «Мозель» не полежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197- 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации 5 решил:

заявление закрытого акционерного общества «Мозель» о признании недействительным пункта 20 Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, утвержденной приказом ГТК России от 28 декабря 2000 г. № 1230, в части требования о предоставлении импортером лицензий, выдаваемых МНС России, при получении акцизных марок, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Ко рь ае Н.С.Романенков